Я не хотела читать эту книгу, потому что у автора есть идеи, которые мне совершенно не нравятся, но вчера Изит прочитал мне несколько абзацев, и я поняла, что буду читать. Хотелось написать сюда много, но приведу одну цитату и одну главу.
Ворнинг: Если вы свято веруете, лучше не читать! И вам спокойнее жить, и мне.
читать дальше...Причем что интересно – люди верующие часто проживают жизнь, как стихийные атеисты. В быту они совсем не думают о своем Боге. Они думают о том, что вот нужно купить карточку для оплаты в метро, чтобы съездить в «Автозапчасти» за ШРУСом для своего старого «Ниссана». Они думают об обеде и деньгах, о двойке сына, о начальственной выволочке… О том, что нужно перепрыгнуть вот эту лужу, чтобы не намочить ноги. Бегут в аптеку за парацетамолом… Никто не молится: Господи, перенеси меня через лужу, вылечи меня от гриппа!.. И только когда совсем приспичит – так, что самому себе помочь сложно, вдруг вспоминают о покровителе, который – заснул он там, что ли? – оказывается, не замечает всех бед конкретной личности. А раз так, не мешало бы побеспокоить его молитовкой. Авось, поможет. Чай, не по пустякам тревожим!
Как правило, не помогает. Но зато уж если случается удача… О-о! Это, конечно, Бог помог! Кому же еще?..
Интересно, сколько минут в своей бытовой суете человек живет верующим, то есть прямо думает о Боге? Ну, восемь часов он спит. Восемь часов работает. На работе приходится работать. Плюс час обеда, плюс полтора часа на дорогу, за которые нужно проглотить газету. Плюс жена, ужин, душ, дети-троечники, телевизор, уикенд, дача… Где тут Бог? Есть ли хоть минута для дум о нем и догадкок о собственном предназначении в этом мире? Нету. Да и зачем время терять? Во-первых, Богу виднее, зачем каждый из нас тут небо коптит, так что этот вопрос с повестки снят. А во-вторых, ну что даст человеку дума о Боге? Ничего. Что мы о нем знаем? Практически ноль. Что Ему надо, чего Он хочет? Неизвестно. Ну, так чего тратить время на задачу со всеми неизвестными? Она нерешаема.
Никто и не думает о Боге. Почти никто и почти никогда. Люди просто живут. Некоторые иногда ходят в церковь. Потому что есть такой ритуал, и его, говорят, нужно соблюдать. Вопросы о том, нужны ли Богу эти походы в церковь, не ставятся. Или на них отвечается так: не Богу, а мне нужны они, чтобы спастись. От чего спастись? От перепрыгивания луж, парацетамола, детей-троечников, развалившегося ШРУСа?..
Глава 28.
Массовая культура Нового Завета
читать дальше Значит ли последняя фраза, что человечеству уготовано блестящее беспроблемное будущее? Что мы будем успешно раз за разом преодолевать экологические кризисы, все больше и больше плодясь и занимая собой Вселенную?.. По моему тону вы уже поняли, что нет, беспроблемного будущего нам-таки не гарантировано.
Во-первых, как ясно из уже изложенного материала, мы можем весьма успешно сами себя покоцать, если наши культурные ограничители не поспеют за нашей «огневой мощью». История знает подобные примеры. Дальше я просто включу диктофонную запись и предоставлю слово профессору Назаретяну – философу, зубы съевшему на Большой истории.
«…Во Вьетнаме обитало племя горных кхмеров. Тысячи лет они жили в своей нише, охотились луками и стрелами. Но во время вьетнамской войны племя исчезло. Американцы обвиняли в уничтожении раритетного племени Вьетконг, вьетнамцы – американцев. Но расследование показало, что никто кхмеров не трогал, все было проще и страшнее. Дикарям в руки попали американские карабины. Они быстро освоили новую технику – и через несколько лет племя исчезло. Перебили друг друга, уничтожили окружающую фауну, деградировали.
Подобные же истории случались с индейцами во времена покорения Америки. Резкий перескок через историческое время даром не проходит. В обычной, аутентичной истории таких резких переходов не бывает, все растягивается на века, и культура успевает адаптироваться к новым разрушительным технологиям, выработать новые культурные механизмы сдерживания агрессии, новую мораль и систему ценностей.
Когда впервые на исторической арене появилось железное оружие вместо бронзового, возник страшный перекос между менталитетом бронзового века и увеличившейся технологической мощью. Как было до изобретения железа? Сохранились выбитые на камнях «отчеты» царей и правителей бронзового века перед богами и потомками: я, такой-то царь, сжег столько-то городов, убил столько-то людей… Чем больше убил – тем больше доблесть. Это ментальность бронзы.
Бронзовый меч был очень тяжелый, очень дорогой, довольно хрупкий, поэтому воевали только профессиональные армии. Каждому мужику в руки меч такой не дашь – дорого, да и потом каждый такой меч просто не поднимет. Воевали отборные, специально обученные люди. Их и в плен не брали – убивали. Потому что ничего иного, кроме как воевать, такой воин делать не умеет и не хочет. А чтобы его охранять, нужно еще одного такого же поставить – нерентабельно.
И вот появляется стальное оружие – дешевое, легкое, прочное. Его уже можно дать любому крестьянину – маши! Возникают своего рода ополчения, теперь уже можно вооружить все мужское население страны. В войну втягиваются огромные массы людей. А ценности-то остались прежними! Поэтому кровопролитность войн резко возросла. Ответом на эту угрозу для человечества стала революция Осевого времени – периода, когда на огромных пространствах – от Греции и Иудеи до Индии и Китая – практически в одно историческое время независимо друг от друга вдруг неожиданно появляются пророки, выдвигающие абсолютно новые идеи. Сократ, Конфуций, Заратустра и Будда говорили практически одно и то же: «Знание есть добродетель. Вся жестокость и безнравственность в мире – от недостаточного знания и недостаточной мудрости, от того, что человек не видит отдаленных последствий своих безнравственных действий. Быть бесконечно мудрым значит быть бесконечно добрым».
На исторической арене впервые возникает феномен совести. Это настоящая революция в сознании! Замена внешнего цензора – Бога – на внутренний самоконтроль. Происходит качественное усложнение внутреннего мира человека…»
Назаретян не упомянул Иисуса Христа в числе пророков Осевого времени по одной простой причине. Именно эту причину я и высказал главному редактору журнала «Огонек» Владимиру Чернову, когда он, человек верующий, сказал мне:
– Саша! С верующим Минкиным вы расправились блестяще. Но вот со мной вам расправиться не удалось бы! Потому что я задал бы вам простой вопрос: вот были тысячи всяких пророков, но почему-то история донесла до нас только имя Христа. Именно его имя повторяют и помнят люди. Не кажется ли вам, что это не случайно?
– Конечно, не случайно! – ответил я. – Народ любит попсу. Дело в том, что Христос – попсовик-затейник. Один из основоположников массовой культуры – и в этом его слабость и заслуга. Христос – человек, который решил распространить учение элиты на массы. Естественно, после этого учение несколько проиграло в качестве. Но приобрело в количестве. Недаром многие исследователи называют христианство религией маргиналов. Христос ориентировался на социальные низы – мытарей, прокаженных, проституток и прочий сброд. С этой точки зрения учение Христа – деградация, спад Осевого времени. То, что раньше Сократ и прочие мудрецы предлагали избранным – элите общества, не рассматривая рабов и простолюдинов в качестве носителей мудрости, Христос распространил на широкие массы. В этом его заслуга. И его поражение. Поскольку подобное расширение социальной базы не обошлось без смысловой редукции.
В плане нравственном Христос ни в какое сравнение не идет ни с Сократом, ни с Конфуцием. Христос – это ухудшенный вариант Заратустры. Революция Осевого времени во многом была связана с отказом от антропоморфных богов. Боги перестали быть похожими на людей. Поэтому у Сократа и Конфуция вся логика – принципиально иная, не апеллирующая к Богу. Главный их постулат: мудрому не нужен закон, у него есть разум… А у Христа идет опять возврат к антропоморфному Богу-отцу, к примитивной богобоязненности, А где богобоязненность, там нет места совести. Совесть может жить только в сосуде, свободном от страха… Впрочем, это не удивительно: Христос ориентирован на примитивную личность – раба, варвара. А рабы и варвары не привыкли видеть мир без Хозяина и Отца… Они инфантильны, они примитивны.
Осевое время – примерно к середине 1 тысячелетия до н. э. – дало очень высокую степень веротерпимости. С появлением же христианства былая веротерпимость уходит в прошлое, и начинается религиозный фанатизм. Который продолжается не одно столетие.
– Со времен палеолита, – считает Назаретян, – история не знала такого фанатизма, которое возникло с распространением христианства, ислама… И тем не менее именно Осевое время дало новые культурные регуляторы человеческой агрессии. Резко изменилась система ценностей. Достоинство завоевателя определялось уже не количеством убитых. В войне и политике появилась политическая демагогия. Первый случай политической демагогии, известный историкам, – когда царь Кир взял Вавилон и обратился к вавилонянинам с манифестом, суть которого: мы пришли, чтобы освободить вас и ваших богов от вашего плохого царя. Киру разведка донесла, что у местного царя большие разногласия со жрецами. И он этим воспользовался. В психологии подобное называется техникой снятия встречной агрессии. Если сравнить это с тем, что было до того, разница очевидна – упор с количества солдат переносится на качество информации. Растет роль разведки, пропаганды… Соответственно количество жертв снижается многократно.
…Хотите вы этого или нет, господа, но развитие производственных технологий делает человечество более гуманным с каждым веком. Вам все еще кажется это наивным допущением? Возможно. Но факт остается фактом – человечество гуманно настолько, насколько может себе это позволить – по деньгам и техническим решениям. А поскольку возможности его все время растут (это и называется прогрессом), растет и «средневзвешенный» гуманизм. Если бы мы сейчас умели производить из неорганического сырья искусственное мясо, не уступающее по качеству естественному, гуманистический принцип «зверюшки тоже хотят жить» в полной мере был бы реализован цивилизацией уже сегодня. Не было бы ужасных скотобоен. Правда, и животноводческих ферм тоже… Коров, свиней и кур не убивали бы. Правда, они бы и не жили. Что ж, гуманизм – штука обоюдоострая.
Когда-то при военных столкновениях между племенами не брали пленных. Их убивали за ненадобностью: при тогдашних технологиях пленный мог произвести не больше, чем потребить. Потом технологии изменились в лучшую сторону. И пленных стали делать рабами. Кто-то из историков верно заметил: «человека открыли в процессе его порабощения». Это был первый шаг гуманизма. Человек приобрел хотя бы экономическую ценность и в связи с этим – право на жизнь. А дальше – больше. Ценность ремесленника уже выше стоимости крестьянина. Потому что ремесленника отдельно учить надо, это редкий товар.
Теперь такой вопрос… Количество информации, накапливаемое человечеством, удваивается каждые двадцать лет, то есть прогресс носит взрывообразный характер. Получается, что и гуманнее человечество становится буквально не по дням, а по часам? Да, витки спирали времени действительно уплотнились. Если процессы изменения общественной психологии раньше шли столетиями, то теперь эти изменения можно наблюдать «невооруженным глазом».
Вот капитан XIX века меланхолично описывает в своих дневниках, как вели себя матросы, когда обнаружили на вновь открытом острове игуан. Ящерицы были совершенно безобидны, «поэтому (! – А.Н.) матросы с помощью дубинок быстро перебили несколько сотен этих животных». Не для еды. А потому что безобидные были… Аналогично вели себя американские колонисты, которые извели на континенте всех (!) бизонов. В XX веке подобное варварство стало уже невозможным.
Зато в середине XX века во время войны бомбежками стирали целые города с мирными жителями. Это считалось нормальным: война! Американцы в семидесятые годы спокойно применяли ковровые бомбардировки вьетнамских городов, тысячами убивая мирных граждан. Сейчас подобное представить себе невозможно. Даже после такой обиды, которая была нанесена Америке 11 сентября… В современной войне на головы мирных граждан сыплются уже не бомбы, а гуманитарные грузы (чтобы враг не оголодал), практикуются точечные удары исключительно по военным объектам. Никто не ставит себе цели намеренно убивать гражданских. А если такое и происходит случайно, стороны выражают сожаление. Прошло всего тридцать лет…
Выживание цивилизации зависит только от нас. Толерантность, господа, толерантность и еще раз толерантность!
(с) А.П. Никонов "Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности"
@настроение: Восхищенное
@темы: Натура Homo sapiens, Вера и наука, Точка зрения, Цитаты
А у автора книги мысли умные, но, к сожалению, ничего нового он не сказал^^
Прошу прощение за мои глупые мысли) Быть может, даже совсем не по теме...
Спасибо за комментприй! Я согласна, что, по сути, автор не написал ничего нового, но пока не читаешь дискуссий, нет повода собрать мысли в кучу. И эта книга как раз в этом помогла.
Я согласна с вами в том, что человеку нужно во что-то верить. Я тоже верю в законы
И, согласитесь, христиннство действительно попсовая религия, поэтому человек думающий рано или поздно начнет думать (сорри за каламбур).
Я, может, глупость скажу, но по-моему христианство превратилось в попсовую религию. Точнее, люди его и превратили.
Изначально такие вещи как милосердие как раз заставляют думать, разве нет? ИЗВИНИТЕ
Наверное, человеку трудно осознать (принять) то, что он живет ради жизни. Что его жизнь после смерти бесмыслена, а его самого закопают и забудут.
И это нормальный страх, наверное. Нам кажется, что разум нам дан как раз для того, чтобы познать Бога, иначе зачем нам такое развитое сознание, когда мы все равно живет ради жизни. Этот вечный поиск высшего смысла... И так трудно принять, что нет этого высшего смысла. Есть просто жизнь и смерть. Как во всей живой природе. Но осознавать это больно.
И ещё из одной книги - по памяти: идеи правят миром.
ППКС!
Ведь живут же на свете люди, для которых важнее всего деньги и их собственное благополучие. Им нет дела до других и их проблем. И свою территорию они защищают и живут одиноко, однообразно, но живут. (Хотя считают себя христианами).
Ага. И причем человек может совешить кучу мерзостей, но пойти в церковь, покаяться, заплпатить денег, и все - он чист перед Богом. А кто-то поработал на Пасху или шил в воскресенье, так он все, грешен, и его обязательно накажут. Где логика???
Рамира
но по-моему христианство превратилось в попсовую религию. Точнее, люди его и превратили.
Никонов считает, как видишь, что оно было задумано, как популярная религия. А ведь иначе нельзя - чем попсовее, тем массовее. Работает во всем. Я историю знаю плохо, поэтому почти ничего не знаю о том, каким было раннее христианство.
Изначально такие вещи как милосердие как раз заставляют думать, разве нет?
Но ты должен сам дойти до милосердия. Сам понять, что приносить вред ближнему - неприемлимо. Не потому что Бог накажет. Нам не должны вбивать это в головы священники, мы сами должны это осознать. Я, к примеру, не могу ударить человека, не говоря уже про убийство. Просто не могу. Я не боюсь Бога, я просто не могу.
да, конечно... И все же - дойти до этого - путь долгий
Пускай хоть бы батюшка церковный и показал, в каком направлении "идти".
Пускай хоть бы батюшка церковный и показал, в каком направлении "идти".
Если человек поймет через батюшку, пускай
Сорри, что не по теме. Просто подумалось
оффтоп
читать дальше
Ага, слышала тоже эти новости... В шоке - как все просто для некоторых людей...
По большому счёту религия это гигиента души. Кому-то ещё надо говорить, что "Сынок, пора зубки чистить!" а кто-то уже сам знает и справляется - "Мам, а я уже зубки почистил!"
Ага, ппкс
Мужчина талием угробил надоевшую за 14 лет супружества жену и случайно дочь
И как только у человека в сознании такоая мерзость рождается? Это ж надо планомерно спланировать... Кошмар.
знаешь, я так поняла этот урод вроде ради эксперимента это делал... Может, и вру, я не особо смотрела, просто телик рядом работал...
Эксперимента в каком смысле??? Это ж его семья!
Эксперимента в каком смысле??? Это ж его семья!
Вот у него и спрашивай! Я сама обалдела...
А почему ты думаешь, что запреты - это часть патриархата? И какие запреты ты имеешь в виду?
А гомосексуализм
Скользкая это тема. Потому что я к гражданским бракам отношусь нормально. К абортам в целом тоже.
Не за что. Не знаю, как ты относишься к подобным вещам. Автор бывает порой чересчур резок, что не может не раздражать, но мужик он явно умный
Не знаю, как ты относишься к подобным вещам.
Это выглядит как лесть, знаю, но - так же, как и ты. Прочитанные отрывки произвели впечатление. И резкость меня не смущает - я сама человек резкий, просто шифруюсь во избежание скандалов
Предыдущий твой пост меня тоже очень впечатлил. Открыла было комментариии, но поняла, что кроме "ППКС" ничего написать не могу. Посмотрела на полотна, которые писали другие, почувствовала себя дятлом и закрыла комменты.
Мне почемуто казалось, что ты глубоко верующая, потому такая книга может покоробить твои чувства.
А спор о Боге интересный получился
А спор не слишком получился. Потому что разум в очередной раз столкнулся со слепой верой и был безжалостно затоптан обвинениями: "Вы нас унизилили/обидели/недооценили и т.п...."
Потому что разум в очередной раз столкнулся со слепой верой и был безжалостно затоптан обвинениями: "Вы нас унизилили/обидели/недооценили и т.п....
Это так со стороны было видно?
верующая, да. Но не христианка. Я во всех богов верю.
У меня такое ощущение, что я тоже
Это так со стороны было видно?
Еще как. Я было подумала вмешаться. Но потом поняла - бесполезно. Потому что ты права: спор был в тупике изначально.
И потом, ты очень изящно загасила назревающий конфликт
Изящно?